image

Как выбрать радиоуправляемый вертолет 2. Серьезные модели.

Летающие штуки: большой радиоуправляемый вертолет
Серьезный подход

Профессиональные модели вертолетов под руководством опытного пилота выполняют фигуры высшего пилотажа любой сложности. Во-первых, это крупные вертолеты – от 60–65 см в длину и более. В зависимости от количества металла в корпусе они весят от 500–700 г до 3–5 кг. Во-вторых, они отличаются маневренностью, более продуманным управлением, поэтому соревнования на точность и дальность полетов, выполнения фигур пилотажа у взрослых увлеченных людей вызывают настоящий азарт.

Конструкция профессиональных летательных аппаратов — зачастую классическая схема (основной винт и хвостовой), а не соосная, как у большинства любительских моделей. Вертолет с классической схемой может развивать большие скорости, но менее устойчив в руках пилота-новичка. С другой стороны, такие модели могут быть оборудованы пяти-, шести-, или даже семиканальным управлением: благодаря этому можно влиять на чувствительность гироскопа и шаг лопастей. Для работы с такими вертолетами необходим опыт: поскольку из-за неправильного обращения дорогостоящая игрушка разбивается мгновенно.

Диапазон цен на профессиональную радиоуправляемую технику достаточно широк. Цена зависит от комплектации, типа двигателя и многих других характеристик.

Большие «стрекозы» на аккумуляторном питании

Радиоуправляемые вертолеты профессионального класса бывают электрическими (питание от аккумуляторов) или с двигателями внутреннего сгорания. Среди электрических достаточно много добротных машин, например, японские Kyosho. С одной стороны, здесь все просто: нет затрат на топливо и дополнительное оборудование, зато полет длится не более 5-10 минут.

Если рассматривать подробнее предложения различных производителей, то лидерами являются Kyosho – специалист в производстве высокотехнологичных игрушек; китайская Walkera, которая в последнее время занимается практически только вертолетами; тайваньский Align – занимается только вертолетами и достиг в этой сфере высокого качества.

Walkera известна тем, что использует добротные материалы, хорошо обработанные металлические конструкции. Трехосевой гироскоп и бесфлайбарная аэродинамическая компоновка дает очень хорошую стабилизацию. Вертолет с шестиканальным управлением отлично выполняет фигуры высшего пилотажа. В презентации новой модели Walkera Dragonfly V450D01 производители заявляют, что полет может длиться до 15 минут.

Kyosho разделяют свои вертолеты на комнатные и уличные. Продавая профессиональные (уличные) модели разработчики подчеркивают, что это не игрушка. Трудно с ними не согласиться: большинство таких вертолетов могут развивать довольно большие скорости, содержат уйму мелких деталей, продаются в разобранном виде.

Много положительных отзывов собрал Align относительно модели T-Rex 500 ESP. Есть мнение, что он даже может посоревноваться с небольшими бензиновыми авиамоделями. Детали прочные и легкие, устойчивый; требуется шестиканальное управление, продается без передатчика, в разобранном виде. Отличается малым шумом при полете.

Вертолеты на двигателях внутреннего сгорания

Такие вертолеты бывают различных размеров, но все они предназначены для уличных полетов в виду того, что при отработке топлива производят выхлопные газы. Они гораздо более шумные, чем электрические. Собираясь приобрести вертолет с ДВС, нужно понимать, что для его управления необходим хороший опыт. Покупать маленькую модель с ДВС не вполне удобно, если вы не преследуете какие-то определенные цели. Дело в том, что вы не сможете «отпустить» модель на большое расстояние из-за плохой видимости. Яркая раскраска, конечно, помогает держать объект в поле зрения. С другой стороны, если обзавестись пультом с монитором, становится несколько проще. И важно, помнить, что крупная металлическая игрушка весом 3-4 кг может быть опасна для зрителей. Поэтому запускать ее нужно на больших открытых пространствах.

Большинство специалистов рекомендуют перед приобретением вертолета на ДВС потренироваться на симуляторах, что дает игроку больше уверенности в себе и понимания аэродинамических особенностей машины.

Виды топлива для ДВС

ДВС для авиамоделей бывают нескольких видов: чаще калильные, реже бензиновые и очень редко газотурбинные и турбореактивные. Калильное топливо делают из смеси синтетического масла, метанола и нитрометана. Часто оно продается в комплекте с вертолетом. В сравнении с бензином оно дороже и менее доступно, хотя для тех, кто постоянно занимается запусками вертолетов, вторая проблема со временем решается сама собой.

Некоторые пилоты выбирают бензин, поскольку это дешевле, меньше расход топлива, отчего полеты можно сделать более длительными, плюс относительная чистота выхлопа. Однако бензиновые двигатели все-таки не очень распространены в виду явных минусов, не оправдывающих вышеперечисленные достоинства для азартных пилотов. Во-первых, бензиновые двигатели существенно больше, то есть годятся только для самых крупных моделей. При этом они не особенно прибавляют в мощности. Вертолет получается вялым, слабоманевренным. И, во-вторых, поскольку заводские модели все предназначены для калильного топлива, под бензиновый двигатель модель необходимо специально переделывать.

Наконец, турбореактивные двигатели используются крайне редко из-за необходимости оснащения сложной электроникой. Обычно такую силовую установку применяют на копийных вертолетах высокой точности.

Классификация ДВС-моделей по мощности

В среднем полет подобной машины длится до 14 минут и зависит от объема цилиндров двигателя. Самые маленькие – 30-ый класс, что означает объем цилиндра 0,3 кубических дюйма. Это довольно-таки небольшие по размерам вертолеты – от 2,5 кг и от 1,2 м диаметра винтовых лопастей. Масса топливного бачка обычно равна 200 г. На лицо экономия топлива в сравнении с большими моделями. И, разумеется, сама модель стоит всегда дешевле: порядок цен примерно соответствует стоимости крупных игрушечных моделей. Как правило, эти модели по большей части пластмассовые. Но при замене «родных» деталей на металлические аналоги, срок службы увеличивается в разы. Стоит отметить, что «малыши» 30-го класса не очень маневренны, им порой просто не хватает мощности для выполнения той или иной фигуры. И из-за небольшого веса при ветре теряют стабильность.

Следующий класс – 40-ой. Можно сказать, это «золотая середина»: они сохраняют устойчивость в ветреную погоду, заметны в воздухе на больших расстояниях, обладают хорошей мощностью. Конечно, все это обусловлено большим расходом топлива, более высокой стоимостью самой модели и запчастей.

Диаметр винтовых лопастей вертолетов 60-го класса достигает 1,5 м, вес – до 5 кг. Это самые прочные из названных машин, наиболее устойчивые, хорошо управляемые, за счет высокой мощности выполняют любые фигуры высшего пилотажа. Недостатки касаются только повышенных расходов в эксплуатации модели: покупка топлива и запчастей.

Есть модели и более высокого класса – до 90-го включительно. Чем больше класс машины, тем она крупнее, тем более длинные лопасти она может вращать и более высокие скорости может развивать, тем более точны и сложны ее маневры.
Дополнительные возможности для продвинутых пользователей

В вертолетах, предусматривающих управление более чем пятью каналами, существует система управления коллективным шагом. В более простых моделях есть система фиксированного шага, которая напрямую зависит от мощности двигателя и не может регулироваться. Это упрощает управление вертолетом и вполне подходит для новичков. Однако если пилот уже вник в тонкости высшего пилотажа, ему хочется большей точности. В таком случае ему потребуется вертолет с шести- или семиканальным управлением, которое предусматривает контроль над коллективным шагом. Изменяя величину шага, можно регулировать мощность двигателя от холостого хода с несколькими промежуточными вариантами до полного хода. При этом не нужно изменять подачу газа.

Главное – прочность и точность

Почти всегда вертолеты на ДВС продаются в разобранном состоянии, кроме того, к ним дополнительно необходимо покупать двигатель, сервопривод, стартер, глушитель, топливо, топливный бак, приемник (не менее 6-7 каналов), передатчик и другое – в зависимости от производителя и модели.

Фирмы-производители, зарекомендовавшие себя на рынке радиоуправляемых вертолетов на ДВС – это Align, ThunderTiger, Hirobo, Kyosho, Mockito и другие.

Модели постоянно совершенствуются и различия между классами разных производителей иногда стирается. К примеру, разработчики Hirobo настолько усовершенствовали свою модель 30-го класса Hirobo Shuttle Plus 2, которая впервые вышла в 1985 году, что это почти 40-ой класс. Мощные глушители позволяют устанавливать на этот небольшой вертолет двигатели 37-го класса, что значительно увеличивает потенциал модели.
Плюс копийность, минус маневренность

Как правило, небольшие вертолеты делают копийными лишь наполовину, то есть, только фюзеляж. Иначе модель становится слишком тяжелой и неповоротливой. И чаще копии бывают электрическими любительского класса. Полукопийные модели выпускают E-sky, Syma, Fu Qi Model. Модели продаются собранными, готовыми к полету. Моделисты могут приобрести отдельно копийный стеклопластиковый фюзеляж и начинить его по-своему разумению. Широкий ассортимент кабин предлагает фирма Align. Самыми популярными моделями для копирования являются американские Apache, Chinook, Comanche, Agusta, среди советских – «Ми-24».

Крупные модели, более 90-го класса, которые копируются полностью, вплоть до установки двигателя соответствующей силовой системы, уступают в маневренности более мелким – 60-го и 90-го класса. Можно сказать, что для тренировочного авиамоделирования 40-60-й классы являются оптимальными, дальнейшее повышение мощности сказывается негативно на спортивных качествах вертолета. Однако копийные качества интересуют уже несколько иную аудиторию, нежели спортсменов-пилотов. Такими моделями занимаются коллекционеры.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.